Доминиканский монастырь и костел Гродно

hrhrhora29-01
Вид на Доминиканский костел. 1870-х гг

Существуют различные мнения о дате основания доминиканского костела – матери Божьей Св. Розария. Как утверждает Ю. Иодковский, костел доминиканцев в Гродно был основан 29 марта 1632г. согласно привилею Жигимонта III на фундацию Фредерика и Кристины Сапег. Доминикан ский костел освятили в 1635г. в присутствиикороля Владислава IV, который в том же году подтвердил фундацию Сапегам.
Согласно «Инвентарю Гродненского костела и монастыря доминиканцев 1830 года» костел был построен в 1708г. Как полагает Т. Малиновская, это дата одной из наиболее значимых реконструкций.
П. Боровик считает, что костел доминиканцев в Гродно перестроен из переданного фундаторами на сакральные цели каменного дома в 1632г. Этот дом передали Фредерик Сапега и его жена Кристина из рода Пац. А стоял он в том самом месте на ул. Виленской, где потом появился костел, т.е. изначально он был каменным. Торжественный вход монахов состоялся 22 мая 1633г. в присутствии многочисленных гостей, среди которых было много известных людей. Присутствовал даже король, который в это время пребывал в Гродно.
Последующая судьба костела мало изучена. Известно, что он в значительной степени был разрушен во время войн с Москвой. В 1661г. скарбный ВКЛ Габриэль Кароль Кимбар пожертвовал 700 злотых на восстановление храма.
Еще до Северной войны началось строительство нового храма, которое завершилось в 1708г. Это был трехнефный костел с апсидой в главном нефе. Его длина составляла 6о локтей, а ширина – 32 локтя вместе с двумя боковыми каплицами. В костеле было 9 алтарей. Данные о количестве алтарей в разных источниках отличаются: называются цифры 9 и 11.
Первый монастырь доминиканцев существовал уже в 1655г. Неизвестно – деревянный был он или каменный. Каменный же монастырь начал строить в Гродно приор Томаш Ганусевич в 1737г. Источники говорят о двух монастырских зданиях. Инспектирование от 1820г. четко их разграничивает: старый и новый монастырь. Старый монастырь расположен был ближе к костелу. Новый – пристроенный к нему дом, протянулся дальше вдоль ул. Виленской. Старый монастырь имел более высокую крышу, чем новый.
Монастырское здание на отдельных планах конца XVIII-начала XIX вв. представлено как строение, расположенное вдоль ул. Виленской, протянувшееся от костела в южном направлении и заканчивающееся коротким перпендикулярным крылом, направленным на запад вглубь участка. Продолжением этого крыла была стена, которая шла на запад. Западнее монастырского дома находились хозяйственные постройки и сад. На плане 1753г. отмечен также деревянный дом, расположенный фасадом к улице, шедший от Виленской в сторону Немецкого рынка и имевший пристройку со стороны двора. На плане 1795г. монастырь имеет уже несколько иную форму.
В соответствии с ревизией 1820г., это был двухэтажный каменный дом, именуемый «официна», длиной 149 локтей и 18 шириной. В нем находились поветовые школы, в которых преподавали доминиканцы. Прежняя деревянная официна сгорела 1 мая 1782г. в результате пожара, который охватил значительную часть города. Тогда пострадал и монастырь доминиканцев. Кроме официны сгорели: крыша на здании монастыря, 5 келий, рефлекторий, кухня, пекарня, кладовая. Полностью были уничтожены кузница и конюшни.
Пострадали также одна из башен костела, крыша на костельной каплице, незначительные повреждения получили алтари. Огромные потери понесла библиотека монастыря. Сгорели либо были расхищены во время гашения пожара 6 тысяч книг. Общий ущерб от пожара оценивался в 26060 злотых. После пожара приступили к ликвидации его последствий. Приором в то время был Людвик Гринцевич – известный архитектор. Есть предположение, что именно он был автором проекта каменного здания официны, который построили в 80-х годах XVIII в.
На основании описания костела, которое имеется в «Инвентаре Гродненского костела и монастыря доминиканцев 1830 года», а также фотоснимка второй половины XIX в. главного фасада костела и рисунка Наполеона Орды можно представить, как он выглядел.
В инвентаре зафиксировано, что костел «в фигуре прямоугольный с закруглением возле Большого алтаря, с двумя башнями и фациатой между ними, с бабинцем и двумя удлиненными каплицами. Костел покрыт черепицей. Каплицы, которые достигают высоты половины костела, накрыты: одна черепицей, другая – гонтом».
Можно представить этот памятник архитектуры как бескупольный, трехнефный с округлой апсидой храм. Апсида отделялась от нефа подпорной аркой, имеющей с основным объемом общую крышу. Трехъярусная с двумя башнями композиция главного фасада была украшена металлическими крестами на башнях и аттике. Хоры для монахов размещались за главным алтарем и были деревянные, а над бабинцем находились каменные музыкальные хоры, украшенные деревянной резьбой.
Под костелом были подвалы, к ним вели две деревянные лестницы, в них находилась крипта, но захоронения там не производились уже в XIX в.
С костельным зданием соединялись теплая сакристия и скарбница. Оба помещения имели подвалы. Двери костела, изготовленные из дерева, укрепляла и украшала железная ковка. Согласно инвентарю 1830г., здание костела было крепким и надежным. Интерьер костела украшали 11 алтарей с живописными иконами. Здесь же находились старинные (вероятно XVII в.) портреты основателей костела – Сапег. В костеле во время литургии использовали более 100 серебряных монстранций, дарохранительниц и чаш, около 200 подсвечников, канделябров и ламп, изготовленных из стекла, металла и керамики. В интерьере скарбницы и сакристии выделялись 9 расписных шкафов.
Ю. Иодковский дает описание костела на основании инвентаря от 1855г., сделанного ксендзом ректором Людвиком Лункевичем и ксендзом Феликсом Гиттером – последним школьным капелланом в этом костеле.
Костел был небольшой, в плане прямоугольный, с полукруглым пресбитерием. Со стороны ул. Виленской имел две башенки в главном фасаде, которые возвышались над монастырскими постройками. Этих башенок костел лишился еще в 1857г. С левой стороны от входа находился амвон, а напротив него – памятник Станиславу Августу Понятовскому. Памятник украшал бронзовый бюст короля, а на табличке из черного мрамора была выбита надпись:
SERENISSIMO POLONARUM REGI MAGNO DUCI
LITVANIAE STANISLAO AUGUSTO
PIETATE IN DEUM, IN RELIGIONEM CULTU AMORE
IN SUBDITOS CLEMENTIA
ATQUAE JUSTINIA
MAXIMO
FEUSITER NON SIBI 5ED PATRIAE VIVENDI
REGNANTIQUE
DOMINICANA FAMILIA OB REGIAM TUTELAM ORDINI
SUO CAENOBIIS EXHIBITAM OBQUE IMMORTALIA
SIBI COLLATA BENEFICIA ISTAD GRATI ANIMI
MONUMENTUM ERIGI CURAVIT
MDCCLXXXIV.
Бюст представляет собой погрудное изображение короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, размещенное на круглом постаменте. Голова короля, покрытая париком, повернута вправо относительно плечевого пояса и немного приподнята. Король одет в доспехи, из-под которых около шеи видно кружевное жабо; на плечи накинут плащ с горностаевой подшивкой. На груди находится орденская звезда (вероятнее всего – Святого Станислава).
Бюст относится к стилю «станиславовский классицизм», существовавшему в искусстве Речи Посполитои в 1760-1790~е годы, и выделяется своеобразным сочетанием элементов классицизма и барокко. Его автор – Ле Брун Андре-Жан (Le Brun Andre-Jean), придворный скульптор короля Речи Посполитои Станислава Августа Понятовского.
Бюст был установлен в 1784г. в Доминиканском костеле в Гродно, где простоял до 1874г. В 1924г. Ю. Иодковский, утвержденный в 1920г. правительством Польши руководителем бюро государственной опеки над памятниками истории и культуры в Гродно и Гродненском повете, в статье «Подоминиканская гимназия в Гродно» пишет:
«Памятник украшал бронзовый бюст короля, а на таблице с черного мрамора была вырезана надпись: «SERENISSIMO POLONIARUM REGI MAGNO DUCI LITVANIAE STANISLAO AUGUSTO…» (Наисветлейшему Королю Польши, Великому князю Литовскому, Станиславу Августу, самому великому в преданности Богу, религиозности, любви к подданным, скромности и справедливости, который чтобы и далее живет и правит счастливо не для себя, а для Отечества, самому ласковому Пану Доминиканская семья возвела этот памятник в 1784 г. от благодарного сердца за высказанную королевскую опеку монастырю этого ордена и за наделение его вечными привилегиями).
После кассации костела памятник перенесли в помещение директора гимназии. В 1908г. гродненский декан ксендз Эллерт обратился к школьному руководству с просьбой о передаче памятника в фарный костел в Гродно. Куратор виленского округа приказал перевезти памятник в Вильно, где он должен был находиться в университетских стенах. Акварель, которая представляет памятник Станислава Августа в костеле Доминиканцев в Гродно, мы нашли в Румянцевском музее в Москве среди гравюр, вывезенных из музея Е. Тышкевича в Вильно. Теперь, следует надеяться, что этот памятник вернется в Гродно и найдет место в здешнем музее».
В следующем году Ю.Иодковский в работе «Музей в Гродно. Ежегодник II за 1924 год» сообщает: «В 1918г. по распоряжению оккупационных властей (немецких), а именно куратора Научного округа в Вильно, вывезен из Гродно в Вильно бронзовый бюст Станислава Августа с памятника, поставленного доминиканцами в их костеле в Гродно. Усилия музея, поддержанные вмешательством господина Старосты и господина Президента города Гродно, до конца 1924г. не имели успеха: бюст Станислава Августа до этого времени находится в университетской библиотеке в Вильно».
В 1925-1930-е гг. бюст был передан в Государственный музей в Гродно из виленского университета имени Стефана Батория. Его изображение впервые было опубликовано в 1924г. Ю. Иодковским вместе с репродукцией акварели «Памятник Станислава Августа в костеле Доминиканцев в Гродно (согласно акварели, которая находится в Румянцевском музее в Москве)».
Вернемся к описанию интерьера костела. Согласно Ю. Иодковскому, в костеле было девять алтарей: распятия Господа Иисуса, Господа Иисуса возле столба, святого Доминика, святого Винценты Феррен, святой Марии Магдалены, Матери Божьей Розария, святого Томаша Аквитанского, святого Яцека и святого Пия V.
Колоколов в костеле было три. После закрытия костела два колокола весом 117 пудов были переданы в церковь Молодеченской семинарии, а третий весом 5 пудов – в церковь в Котре Пружанского повета.
Представление о монастырском здании, построенном в 1737г., дает чертеж фасада шляхетского пансионата, который сохранился в Вильно. На чертеже подается проект перестройки доминиканской школы под пансионат, исполненный в 1836г. Проект подан на старом фасаде, что дает возможность представить старый фасад доминиканской школы, который состоял из двух частей. Правая, которая соединяется с костелом, отличается от левой не только выразительностью композиции, но высотой крыши. Видимо, эта правая часть и есть построенный в 1737г. «каменный новый монастырь». Пристройка левой части была сделана в 60-е гг. XVIII в.
Этапы строительства этой части комплекса монастыря можно проследить и на планах Гродно. Так, на плане 1753г. доминиканский комплекс отмечен двумя каменными домами – костелом и пристроенным к нему монастырем, который вытянут вдоль Виленской улицы с поворотом на внутренний двор. Далее по Виленской улице были размещены дома мещан на доминиканской юрисдике с торцовой ориентацией фасадов. На плане Гродно 1795г. фасад монастыря продолжается уже за счет пристройки на месте старых жилых домов.
Важным элементом доминиканского монастыря являлся дом, расположенный вдоль улицы Доминиканской. Он был построен в 80-е гг. XVIII в. На плане Гродно 1753г. этот дом обозначен как деревянный, он имел протяженную форму, небольшую пристройку со стороны двора. На плане 1795г. дом имеет уже иную конфигурацию, а пристройка отсутствует. В результате пожара 1782г. деревянный дом, обозначенный на плане 1753г., сгорел. Каменный дом строился при приоре Людвике Гринцевиче.
Из инвентаря монастыря, составленного в 1804г., следует, что в монастыре, кроме библиотеки, насчитывавшей 10500 томов, была химическая лаборатория на первом этаже. Двадцать монашеских келий выходили на ул. Виленскую. В физическом кабинете заслуживал внимания глобус, изготовленный гродненскими доминиканскими монахами, имевший в диаметре 3 стопы. Научные собрания в кабинетах были богатые: коллекции ископаемых, растений, и животных, размещались в 17 шкафах. Среди учебных пособий выделялись телескоп грегорианский диоптрический, а также водяной насос. Были там также коллекции картин, монет и медалей…
В начале XIX в. при доминиканском монастыре действовали: Студиум высший, гимназия, поветовая и приходская школы. В этих учебных заведениях обучались 336 учеников и работали 18 преподавателей.
В 1840г. доминиканский монастырь был закрыт, в былых доминиканских стенах открыли мужскую гимназию, а костел преобразовали в гимназиальный. Гимназисты гродненской гимназии принимали активное участие в восстании 1863г., в связи с чем российские власти, отмечая влияние католического духовенства на участников восстания, в ноябре 1865г. доминиканский костел закрыли. Костельный инвентарь принял гродненский декан, в последующем метрополит Могилевский ксендз Гинтовт, а в костеле разместили церковь Ямбургского уланского полка. В этом качестве костел просуществовал до 1875г., когда «во избежание соблазна в местном населении» старинный костел, красотой которого восхищался Ю. Немцевич, был уничтожен по приказу местных чиновников. На следующий год был устроен сквер, существующий до сего дня.
Здание по ул. Виленской, где находилась гимназия, впервые перестраивалось в 1836г. В 60-70е гг. XIX в. вновь был проведен ремонт, во время которого на фасаде исчезли центральные пилястры, но они появились в боковых частях. Вместо аттика центр фасада украсил фронтон. Очередной ремонт в 80-е гг. XIX в. вновь изменил фасад гимназии. Автором нового проекта стал архитектор «Санк-Петербургского страхового от огня товарищества» К. Гейне. Благодаря его проекту на фасаде появилась лепнина. На фронтоне был размещен большой орел, а профили фронтона были заменены сандриками.

Вид на Доминиканский монастырь и костел. Худ. Н. Орда, бо-е гг. Х1Хв.
Вид на Доминиканский монастырь и костел. Худ. Н. Орда, б0-е гг. ХIХв.

Здание гимназии. Начало XX в.
Здание гимназии. Начало XX в.

Проект перестройки башен Домиканского костела архитектора И. Михаэлиса. 1856г.
Проект перестройки башен Домиканского костела архитектора И. Михаэлиса. 1856г.

Здание гимназии. igi5r-
Здание гимназии. 1915г.

Здание гимназии, 30-е гг.
Здание гимназии, 30-е гг.

Здание гимназии. 1944Г-
Здание гимназии. 1944г.

Виктор Саяпин, Утраченные католические храмы Гродно. Гродно, 2014

При использовании материалов сайта обязательна прямая ссылка на grodno-best.info

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Загрузка...