Белорусские монархисты 1905-1915 гг.: общество и журнал «Крестьянин»

В статье анализируется деятельность общества «Крестьянин», направленная на сохранение царского самодержавия. Освещается его позиция по важнейшим вопросам общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Также дается характеристика журнала «Крестьянин», идеологическая работа которого заключалась в укреплении монархических принципов в сознании населения, дискредитации идей левых партий, агитации против поляков и евреев с целью уменьшить их политическое и экономическое влияние в крае. Автор делает вывод о том, что, создаваясь как организация, призванная улучшить положение крестьянского населения, она превратилась в политическое объединение, деятельность которого была направлена на защиту основ существующего строя.

Введение.

Под влиянием общероссийских монархических партий в годы первой русской революции 1905 – 1907 годов подобного типа политические объединения стали возникать и на территории Северо-Западного края. В монархическом лагере Беларуси активно действовало общество «Крестьянин». Данная организация долгое время не являлась самостоятельным предметом исследования в отечественной историографии. Однако значительное внимание ей уделял А. Цвикевич в рамках характеристики идеологии и практики западнорусизма (1).

Анализируя программные установки и основные направления работы монархических объединений Северо-Западного края, Н.С. Сташкевич и И.Ф. Романовский дают характеристику и обществу «Крестьянин» (2). Деятельность его лидера А.С. Ковалюка в ходе избирательной кампании в IV Государственную думу кратко освящена в монографиях Н.М. Забавского (3; 4). Данный вопрос нашел свое отражение  в работах могилевских историков К.М. Бондаренко и Д.С. Лавриновича в контексте изучения ими партий и организаций монархического направления на территории Беларуси в 1905-1917 годах (5-8).

Рассматривая полемику правой прессы с «Нашей нивой», В.В. Волженков обстоятельно проанализировал позицию журнала «Крестьянин» по национальному вопросу (9). Взгляды деятелей «Крестьянина» на решение аграрного вопроса и проблемы народного образования рассмотрела Е.И. Головач (10).

Цель данного исследования – проанализировать деятельность общества «Крестьянин», направленную на сохранение царского самодержавия, освещение его позиций по важнейшим вопросам общественно-политической и социально-экономической жизни страны, а также характеристика одноименного периодического органа, идеологическая работа которого была направлена на укрепление монархических принципов в сознании населения.

Основная часть.

В отношении Виленского, Ковенского и Гродненского генерал-губернатора от 14 января 1906 года на имя министра внутренних дел так говорилось о причинах возникновения общества «Крестьянин»: «Среди некоторых лиц, проживающих в г. Вильне, происходящих из крестьян и состоящих на государственной и общественной службе, возникла мысль соединиться в союз в целях содействия умственному и нравственному развитию крестьян шести губерний Северо-Западного края и оказания им материальной поддержки. Главным побуждением в этом деле послужило стремление внести в среду местного крестьянского населения истинное понимание начал объема прав и обязанностей, дарованных ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИМ Манифестом 17 октября 1905 года всем русским подданным и парализовать вредное на них влияние революционных агитаторов, пользующихся их косностью и доверием» (11, л. 1).

Общество появилось на рубеже 1905–1906 годов, его главой стал преподаватель гимназии С.А. Ковалюк, который являлся также редактором-издателем детского журнала «Зорька» и «Педагогических записок», учредителем и руководителем частной мужской прогимназии. С января 1906 года начал выходить печатный орган организации под тем же названием, который вначале редактировал преподаватель виленского реального училища А.С. Вруцевич, а затем Вруцевич и Ковалюк.

На страницах этого журнала согласно его программе должны были рассматриваться правительственные распоряжения и разъяснения их, основные положения государственного устройства и вообще все проблемы, выдвинутые крестьянской жизнью. Печатались руководящие статьи по вопросам общественной жизни, по улучшению земледелия, сообщения о наиболее выдающихся событиях как в России, так и за границей, а также произведения народного творчества (12, с. 1).

Журнал освещал происходившие в государстве перемены на понятном крестьянам языке с консервативно-монархической точки зрения. Редакция стремилась выпускать доступное издание для населения. Первоначально оно стоило подписчику 1 руб. в год, обществу же обходилось в 1 руб. 39 коп. Редактор и все сотрудники работали бесплатно. Дефицит покрывался из членских взносов общества «Крестьянин» (3 руб. в год), а на его издание не выделялось никаких частных и правительственных субсидий. В то же время журнал пользовался успехом среди населения, о чем свидетельствует тот факт, что к концу 1906 года он распространялся уже в количестве трех тысяч экземпляров (13, с. 606).

Общество «Крестьянин»  своей целью  ставило «путем устного и печатного слова содействовать умственному и нравственному развитию крестьян Северо-Западного края, пробуждать в них на основах Манифеста 17 октября 1905 года сознание свободных и равноправных граждан России, защищать на почве законности их экономические и правовые интересы и оказывать нравственную и материальную поддержку своим членам». А также в уставе организации указывалось, что она «подчиняется в своей деятельности существующим узаконениям и распоряжениям правительства».

В ее члены принимали лиц крестьянского происхождения и людей других сословий, которые являлись христианами и сочувствовали «проведению в жизнь основных начал» Манифеста 17 октября 1905 года (14, с. 225).

1 марта 1906 года Министерство внутренних дел утвердило устав организации. Делами общества заведовал Центральный комитет, который находился в г. Вильно. Комитет состоял из председателя, двух его товарищей, казначея, секретаря, трех его товарищей и двенадцати членов.

Вокруг общества главным образом концентрировались зажиточные слои крестьянства, чиновники царской администрации, православное духовенство и часть интеллигенции, а его численность колебалась в пределах тысячи человек (15, c. 261).

Основные направления деятельности «Крестьянина» были изложены в его программе, напечатанной в «Виленском вестнике» от 29 декабря 1905 года, кроме того там содержался устав, к вступлению в члены приглашались все желающие. Свою просветительную деятельность общество начало изданием в г. Вильно журнала «Крестьянин». В дальнейшем планировалось устраивать для народа публичные лекции и беседы, открывать библиотеки и читальни в различных пунктах Северо-Западного края.

Для улучшения жизни крестьян предполагалось создавать в деревнях потребительные общества и  ссудо-сберегательные товарищества, содействовать улучшениям в сельском хозяйстве, проводить в сознание крестьян стремление к трезвой, трудовой жизни, к улучшению их быта и укреплению здоровья.

Общество считало, что для всех лиц податных сословий не должно быть никаких сословных ограничений. Они должны быть вполне равноправны и иметь доступ во все учебные заведения, а также на государственную службу на общем основании. Заявлялось, что желательно всеобщее начальное обучение, а народную школу необходимо преобразовать: общеобразовательную программу ее расширить и школе придать более практический характер. Идеалом политического устройства объявлялась «монархия с народным представительством», которая должна была обеспечить благо и процветание России (16, c. 3).

Для достижения намеченных целей общество устраивало съезды, которые обсуждали крестьянские нужды и определяли наилучшие пути их удовлетворения, открывало потребительские общества и лавки, защищало крестьян в различных учреждениях, оказывая им юридическую помощь, на страницах журнала печатались необходимые народу  сведения по сельскому хозяйству, экономике, политике и т.д.

Кроме того, с начала 1910 года в г. Вильно общество открыло первый русский книжный и писчебумажный магазин «Русский мир», а С.А. Ковалюк был управляющим и пайщиком типографии «Русский почин». Журнал «Окраины России» успех в делах общества «Крестьянин» приписывал именно его руководителю: «Все дело в том, – отмечалось в одной из публикаций, –  что во главе его стоит энергичный и преданный идее председатель, который с немногими сотрудниками несет на своих плечах всю тяжесть работы общества» (17, с. 154).

Редактор журнала А.С. Вруцевич в статье, посвященной открытию виленского отдела Русского окраинного союза, так определял роль русского населения на окраинах империи: «Общегосударственные вопросы при всей их важности имеют для нас второстепенное значение, ибо мы своими слабыми местными силами не можем оказать серьезного влияния на их решение в том или ином смысле, для этого наш голос слишком слаб и далек. Но на нас лежит специальная задача отстаивать эти интересы здесь на месте, и насколько мы успеем в этом, настолько окажем услугу и общегосударственным интересам» (18, с. 202).

Общество «Крестьянин» представляло себя прежде всего как защитник крестьянства и вначале маскировало свою политическую направленность, сообщив, что оно не разделяет программные устремления ни одной из российских политических партий, а будет добиваться политического и культурного развития края.

Однако уже в начале 1906 года его лидеры заявили, что выступают против идей социалистов и ждут удовлетворения крестьянских интересов от самого царя. Эта же идея декларировалась и в самом журнале «Крестьянин», на страницах которого говорилось: «Можем вас уверить, что крестьяне добиваются только земли, а не воли» (2, с. 219 – 220).

Организация допускала увеличение крестьянского землевладения за счет принудительного отчуждения части помещичьих земель. Анализируя данные генерал-губернаторской статистики, которая была подготовлена к совещанию по вопросам землеустройства 29 – 31 августа 1906 года, журнал «Крестьянин» заметил, что в 1906 году общая площадь налогооблагаемых надельных крестьянских земель в Виленской, Гродненской и Ковенской губерниях составляла 4,5 млн. десятин, т.е. в два раза меньше, чем в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Для того чтобы сократить количество малоземельных и безземельных крестьян в крае, общество предложило довести уровень надельного крестьянского землевладения до уровня 1860 года, прибавив к нему недостающие 4,5 млн. десятин, взятых из крупных латифундий. Однако, отражая настроения, прежде всего зажиточного крестьянства, которое рассчитывало на столыпинскую реформу, общество не настаивало на выполнении своих требований (5, с. 79).

В национальном вопросе общество занимало антиеврейскую и антипольскую позицию и считало, что коренное население, крестьяне, «занимают среди инородцев во всех отношениях приниженное положение», а также выступало за неделимость России, против дробления ее ни под каким видом (19, с. 461).

Журнал заявлял, что гарантом целостности и стабильности государства является самодержавный царь: «Самодержавие,  –  утверждалось на его страницах,  –  главный залог единства и целости святой Руси».

Издание призывало к объединению и борьбе против «инородцев» за «русские Святыни: наш родной язык, Православие и Царя Самодержавного!» (20, с. 293 – 294).

Данный периодический орган не признавал самостоятельности белорусского языка и культуры, считая последнюю органичной частью русской. В статье «”Друзья” белорусского народа» автор отмечал, что начиная с 1905-1906 годов польские и некоторые русские, издающиеся поляками, газеты и журналы стараются уверить своих читателей в том, что белорусы – не ветвь русского народа, а отдельный этнос.

Кроме того, появилась газета «Наша нива», издающаяся «будто бы на белорусском языке», который настоящие белорусы признать своим не могут: в нем очень много польских слов. Автор отмечал, что эти так называемые «друзья» белорусского народа на самом деле судьбой его мало заняты, а вся их деятельность направлена  на усиление польского влияния в крае (21, с. 12  –  13). Освещая позицию общества «Крестьянин» по национальному вопросу «Окраины России» писали: «Общество чуждо всяких сепаратистских стремлений: оно не отделяет белорусов от великорусов, это одна русская народность, те и другие, а также малорусы – русские люди» (22, с. 25).

Со страниц периодического издания велась агитационная и пропагандистская работа среди местного русского населения в защиту правых партий, союзов и организаций, а также их органов периодической печати, которые поддерживали существующий строй. Левые же подвергались критике и дискредитировались в глазах народа. Например,  С. Акимов в статье «Правые и левые общества» давал такую характеристику изданиям левого направления: «В этих газетах постоянно высмеивается и унижается все наше самобытно-русское, подрывается вера в Бога, а государственная власть выставляется как насилие и издевательство над личностью человека. Чтобы правительство не делало, в этих газетах его только осуждают».

Далее приводился рекомендуемый населению список правой периодики, издававшейся в СевероЗападном крае: «Крестьянин», «Виленский вестник», «Минское слово», «Белорусская жизнь», «Вестник виленского православного Свято-Духовского братства», «Гомельское слово». Предлагалось выписывать и выходившие  в Петербурге газеты и журналы: «Свет», «Земщина», «Новое время», «Русское знамя», «Вестник Союза русского народа», «Окраины России» (23, с. 244).

В течение 1906  –  1907 годов  происходила дальнейшая эволюция общества вправо. Часть его членов, не разделявшая резко шовинистического курса руководства организации, покинула ее ряды и создала в 1908 году  собственное объединение «Белорусское общество», председателем которого стал Л.М. Солоневич. Общество же «Крестьянин» сблизилось с русскими националистами (15, с. 261).

27 февраля 1912 года был утвержден устав Виленского русского национального союза, в котором фиксировалось, что эта «организация ставит своей целью объединить местное русское общество в стремлении сберечь национальное достояние России в этом крае – веру, язык и народность – и упрочить духовную и культурную связь с коренной Россией» (24, с. 1). Союз, опираясь на основные законы, исповедовал следующие начала:

а) единство и нераздельность Российской империи и господство в ней русской народности;

б) упрочение русской государственности на началах самодержавной власти Царя в единении с законодательным народным представительством;

в) единство русского государственного языка, преподавание во всех правительственных, общественных и частных школах исключительно на русском языке; употребление во всех правительственных и общественных учреждениях только русского языка;

г) желательность введения в действующее законодательство поправок, необходимых для охраны русской государственности и народности в Западном крае;

д) помощь русскому населению в его экономической борьбе с инородцами;

е) предотвращение возможности использования закона о свободе совести, как средства религиозно-национальной борьбы для отторжения коренного русского населения в крае от русской народности (24, с. 1).

18 марта 1912 года состоялось первое общее собрание членов Виленского русского национального союза, а 30 марта было избрано его правление. Председателем стал руководитель  общества «Крестьянин» С.А. Ковалюк  (25, с. 144). Деятельность союза в полной мере нашла свое отражение на страницах журнала «Крестьянин», где освящались его основные направления работы и политические устремления.

В обращении «К русским людям» напечатанном в № 33 от 30 августа 1912 года автор определил его цели и задачи: «Укрепление русских национальных начал в этом крае и поднятие в нем культуры и благосостояния населения составляют нашу историческую задачу… Русский национальный союз… преследует не узкие цели, имеет в виду интересы не одной какой-либо части русского населения, и работает на развитие и укрепление всего, на чем зиждется здесь русское дело. Вера православная, государственный язык, русская культура и поднятие благосостояния всех слоев населения – вот то, на укрепление чего работает Виленский русский национальный союз…» (26, с. 512).

Союз сразу же начал свою деятельность. Уже 17 апреля 1912 года в Петербург прибыла его депутация в составе председателя С.А. Ковалюка и членов комитета этого союза А.С. Вруцевича и Л.М. Солоневича. Цель депутации – ходатайствовать перед властями об ограждении белорусского населения от полонизации его польскими ксендзами при посредстве правительственной начальной школы. В Петербурге к депутации присоединились члены Государственной думы от Минской губернии, священники Юрашкевич, Павлович и член Западно-русского общества, редактор журнала «Окраины России» Бывалькевич. 17 апреля, в два часа дня, депутация была принята министром внутренних дел Макаровым.

Ковалюк С.А. подробно изложил министру, что цель депутации – обратить внимание правительства на явное и открытое нарушение польским духовенством указа от 17 апреля 1905 года. Указом этим было предоставлено право всем национальностям вести преподавание в школах закона божьего на родном языке, между тем польское духовенство, вопреки закону, ввело во всех школах Беларуси с католическим составом учащихся преподавание его на польском языке, чуждом и непонятном белорусскому народу.

В заключение депутация представила министру письменный доклад, в котором предлагалось признать, что в Северо-Западном крае крестьян-поляков нет, поэтому в сельских начальных и городских училищах по положению 1872 года  закон божий римско-католического исповедания должен преподаваться только на русском языке, или литовском, за исключением тех населенных шляхтой околиц, принадлежность которых к польской национальности будет бесспорно установлена.

Министр отнесся к депутации с полным сочувствием и заявил, что он вполне присоединяется к ее мнению о незаконной деятельности польского духовенства в белорусской школе и со своей стороны сделает все от него зависящее, чтобы изменить положение дел.

18 апреля в два часа дня представителей русских организаций Северо-Западного края принял министр народного просвещения Л.А. Кассо. Министр согласился, что введение польскими духовенством преподавания закона божьего на польском языке является открытым нарушением указа от 17 апреля 1905 года.

В девять часов вечера западнорусская депутация была приглашена в заседание совета Окраинного союза, состоявшееся под председательством члена Государственного совета А.С. Стешинского.

В  заседании участвовали: князь А.А. Ширинский-Шихматов, В.Ф. Дейтрих, А.М. Поздеев, Н.Н. Корево, П.А. Кулаковский, Н.А. Зверев, П.Г. Бывалькевич и П.И. Максимов. Здесь депутацией был сделан подробный доклад, как о положении дел в Беларуси, так и о результатах пребывания в Петербурге.

19 апреля были заслушаны сообщения председателя Виленского национального союза С.А. Ковалюка и членов совета союза Л.М. Солоневича и А.С. Вруцевича. В сообщениях был дан исторический очерк Литвы, доказывающий, что Литва была искони русской землей и нахождение ее под властью Польши со времени Люблинской унии до польского восстания не дает полякам никаких прав на то, чтобы предъявлять свои претензии на эту территорию. Обращаясь к положению белорусов, докладчики указывали, что ксендзы настаивают на преподавании закона божьего в белорусских школах на польском языке исключительно в целях политической пропаганды полонизма (27, с. 259 – 261).

Русские националисты во главе с С.А. Ковалюком сразу начали предвыборную кампанию в IV Государственную думу, куда планировали провести своих кандидатов. Они вступили в борьбу за голоса русских избирателей с виленским Свято-Духовским братством, которое поддерживало представителя крайне правых, бывшего члена предыдущего парламента Г.Г. Замысловского.

Как только стало известно, что националисты идут на выборы самостоятельно, братство подвергло С.А. Ковалюка, выставившего свою кандидатуру, уничтожающей критике в прессе. Не только «Вестник братства», но и такие известные в крае русские издания как «Виленский вестник» и «Северо-Западная жизнь» стали размещать в своих номерах компрометирующие материалы против С.А. Ковалюка (28, с. 481 – 482).

Кроме того, по чьему-то ходатайству управлявшим Виленской губернией вице-губернатором Подъяконовым было наложено административное взыскание в размере 300 руб. на редактора журнала Ковалюка за помещение в № 21 за 1912 год передовой статьи под заглавием «Труды Государственной Думы», в которой критиковалась III Государственная дума за то, что она ровным счетом ничего не сделала для крестьян (29, л. 4).

Бесспорно, что противостояние между Свято-Духовским братством и националистами принципиального значения не имело. Это были внутренние разногласия в правом лагере. Итогом этой борьбы за власть стала победа братства, которое провело в депутаты Г.Г. Замысловского (4, с. 189); С.А. Ковалюк, потерпевший неудачу на выборах, сложил с себя звание председателя национального союза (30, с. 600).

Общество «Крестьянин» продолжило свою деятельность в том же направлении и действовало вплоть до 1915 года, когда западная часть Беларуси была оккупирована войсками кайзеровской Германии.

Заключение.

Общество «Крестьянин» претерпело изменения от правооктябристского направления до умеренно-монархического, что выразилось в сближении его с русскими националистами. Оно поддерживало столыпинскую аграрную реформу, выступало против революционного и национально-освободительного движения, не признавало самостоятельности белорусского языка и культуры, требовало от правительства ликвидировать экономическое господство и ослабить политическое влияние польских землевладельцев и еврейской буржуазии. Создаваясь как организация, призванная улучшить положение крестьянского населения, общество превратилось в политическое объединение, деятельность которого была направлена на защиту основ царского самодержавия. Для укрепления монархических принципов в сознании населения оно активно вело агитационную и пропагандистскую работу на страницах своего периодического органа печати с одноименным названием.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Цвікевіч, А. «Западно-руссизм». Нарысы з гiсторыі грамадcкай мыслі на Беларусі ў XIX і пачатку XX в. / А. Цвікевіч; пасляслоўе А. Ліса. – 2-е выд. – Мінск: Навука і тэхніка, 1993. – 352 с.
  2. Сташкевич, Н.С. Помещичье-монархические партии и организации в Беларуси / Н.С. Сташкевич, И.Ф. Романовский // Палiтычныя партыi Беларусi. Гiстарычныя сшыткi. Сшытак другi. – Мінск: Згода, 1994. – С. 217 – 261.
  3. Забаўскі, М.М. Расійская Дзяржаўная дума ў грамадска-палітычным жыцці Беларусі (1906 – 1917 гг.) / М.М. Забаўскі. – Мінск: БДПУ імя М. Танка, 1999. – 212 с.
  4. Забаўскі, М.М. Расійская Дзяржаўная дума ў лясах Беларусі (1906 – 1917 гг.) / М.М. Забаўскі. – Мінск: БДПУ, 2008. – 267 с.
  5. Бондаренко, К.М. Русские и белорусские монархисты в начале XX века / К.М. Бондаренко, Д.С. Лавринович. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 212 с.
  6. Бондаренко, К.М. Правые партии и их организации в Беларуси (1905 – 1917 гг.) / К.М. Бондаренко. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010. – 412 с.
  7. Монархическое движение в России и Беларуси в 1905–1917 гг.: хрестоматия; учеб.-метод. пособие / авт.-сост. К.М. Бондаренко. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2009. – 296 с.
  8. Лавринович, Д.С. Деятельность Конституционно-демократической партии и «Союза 17 октября» в Беларуси (1905 – 1918 гг.) / Д.С. Лавринович. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2009. – 336 с.
  9. Волженков, В.В. Полемика «Нашай Нiвы» с правой прессой / В.В. Волженков // Вестн. Полоц. гос. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 34 – 40.
  10. Головач, Е.И. Аграрный вопрос и проблема народного образования в воззрениях и тактике общества «Крестьянин» / Е.И. Головач // Вестн. МГУ им. А.А. Кулешова. – 2010. – № 1. – С. 45 – 50.
  11. Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). – Фонд 1284. – 1906 г. – Оп. 187. – Д. 68. Об утверждении проекта устава общества «Крестьянин».
  12. Программа журнала «Крестьянин» // Крестьянин. – 1906. – № 1. – С. 1.
  13. П.Б. К вопросу о провинциальной печати / П.Б. // Окраины России. –1906. – № 36. – С. 604 – 607.
  14. Устав Общества «Крестьянин» // Крестьянин. – 1906. – № 15 – 16. – С. 225 – 226.
  15. Документы общероссийских партий и организаций либерального направления в Беларуси (1905 – 1918 гг.): хрестоматия; учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Д.С. Лавринович. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010. – 344 с.
  16. От общества «Крестьянин» // Виленский вестник. – 1905. – 29 дек. – С. 2 – 3.
  17. Идъ. Обозрение событий и окраинная жизнь. Вильна. Русские общественные учреждения в городе / Идъ // Окраины России. – 1910. – № 10. – С. 152 – 154.
  18. Вруцевич, А.С. Открытие Виленского отдела «Русского Окраинного Союза» / А.С. Вруцевич // Крестьянин. – 1907. – № 13 – 14. – С. 195 – 202.
  19. К выборам в Государственную Думу // Крестьянин. – 1907. – № 29. – С. 460 – 461.
  20. Х.Л. Постоим за Русь Святую / Х.Л. // Крестьянин. – 1911. – № 26. – С. 291 – 294.
  21. Природный белорусс, К. Р-й. «Друзья» белорусского народа / К. Р-й Природный белорусс // Крестьянин. – 1913. – № 2 – 3. – С. 12 – 13.
  22. П.Б. Обозрение событий и окраинная жизнь. Вильна. Съезд представителей деревни (1909 г. 27 – 30 дек.) / П.Б. // Окраины России. – 1909. – № 2. – С. 24 – 27.
  23. Акимов, С. Правые и левые общества / С. Акимов // Крестьянин. – 1911. – № 20 – 21. – С. 243 – 245.
  24. Вильна, 11 марта // Северо-Западная жизнь. – 1912. – 11 марта. – С. 1.
  25. Открытие виленского русского национального союза // Вестн. виленского православного Свято-Духовского братства. – 1912. – № 8. – С. 144.
  26. К русским людям // Крестьянин. – 1912. – № 33. – С. 512 – 513.
  27. Белорусская депутация в Петербурге // Вестн. виленского православного Свято-Духовского братства. – 1912. – № 9. – С. 159 – 161.
  28. Перед выборами // Крестьянин. – 1912. – № 31. – С. 481 – 483.
  29. РГИА. – Фонд 776. – 1906 г. – Оп. 22. – Д. 72. По изданию в гор. Вильне журнала «Крестьянин».
  30. Ф.О. Обозрение событий и окраинная жизнь. Вильна / Ф.О. // Окраины России. – 1912. – № 43. – С. 600 – 601.

 

Поступила 26.09.2011

 

Gromyko M. THE SOCIETY AND THE MAGAZINE «THE PEASANT» AS REPRESENTATIVES OF THE MONARCHICAL CAMP ON THE TERRITORY OF BELARUS IN 1905 – 1915.

In the article the activity of society «The Peasant» directed to the preservation of the tsarist’s autocracy is analyzed. The position of the society on the major questions of the public-political and social-economic life of country is marked. The description of the magazine «The Peasant», the ideological work of which concluded in the fortification of monarchical principles in the consciousness of population, the discreditation of ideas of the left-wing parties, the agitation against Poles and Jews with the object of reduce their political and economic influence in krai is also making. The author has made the conclusion that the organization, created to improve the position of peasant’s population, was transformed to political union, the activity of which was direct to protect the bases of existing system.

Цит. по: Громыко М.В. (Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова) Общество и журнал «Крестьянин» как представители монархического лагеря на территории Беларуси (1905-1915 гг.) // Вестник Полоцкого Государственного университета. Серия А – Исторические науки, 2012. – №1. – с. 71-76.

При использовании материалов сайта обязательна прямая ссылка на grodno-best.info

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Загрузка...